Основные принципы формирования здорового образа жизни у детей

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

1946г. Всемирная организация здравоохранения.

В последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей  первых семи лет жизни.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Под ведением здорового образа жизни мы понимаем мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, которые систематично вводятся в жизнь человека.

Обучение детей правилам культурно-гигиенических навыков происходит в первую очередь в семье родителями ребенка, по мере взросления к заботе о здоровье подключаются воспитатели и педагоги.

Для дошкольников здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту ребята осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой.

Основные принципы ЗОЖ у детей:

  • правильное и качественное питание;
  • равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
  • адекватные возрасту эмоциональные нагрузки;
  • соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. Домашний режим – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
  • культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, и для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
  • Домашний режим дошкольника – это полноценный сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья
  • Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Правила здорового питания:

    1. Разнообразие блюд.
    2. Предпочтение зерновым продуктам.
    3. Больше овощей и фруктов.
    4. Предпочтение низкожировым продуктам.
    5. Достаточное употребление мяса и рыбы.
    6. Меньше сладостей.
    7. Меньше поваренной соли.
    8. Контроль за массой тела ребенка.
    9. Режим питания.
    10. Обваривание, но не обжаривание пищи.
    11. Грудное вскармливание.

Основные принципы закаливания

При закаливании надо придерживаться определенных принципов: постепенность, систематичность, регулярность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.

Основные и самые действенный средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

Закаливание водой  

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.

Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать, используя принцип постепенности: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

Обтирание –  это один из способов закаливания водой, самая нежная из всех водных процедур. Обтирание производится смоченной в воде тканью, которая хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу-вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус – через 2-3 дня.

Закаливание воздухом

Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны.

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-2oC, что является закаливающим фактором.

Детей нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин., но по несколько раз в день.

Врач-педиатр ГБУЗ «РДКМЦ» МЗ КБР
Алоева Фатима Зауровна