«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
1946г. Всемирная организация здравоохранения.
В последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Под ведением здорового образа жизни мы понимаем мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, которые систематично вводятся в жизнь человека.
Обучение детей правилам культурно-гигиенических навыков происходит в первую очередь в семье родителями ребенка, по мере взросления к заботе о здоровье подключаются воспитатели и педагоги.
Для дошкольников здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту ребята осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой.
Основные принципы ЗОЖ у детей:
- правильное и качественное питание;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки;
- соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. Домашний режим – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
- культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, и для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
- Домашний режим дошкольника – это полноценный сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья
- Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Правила здорового питания:
-
- Разнообразие блюд.
- Предпочтение зерновым продуктам.
- Больше овощей и фруктов.
- Предпочтение низкожировым продуктам.
- Достаточное употребление мяса и рыбы.
- Меньше сладостей.
- Меньше поваренной соли.
- Контроль за массой тела ребенка.
- Режим питания.
- Обваривание, но не обжаривание пищи.
- Грудное вскармливание.
Основные принципы закаливания
При закаливании надо придерживаться определенных принципов: постепенность, систематичность, регулярность, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.
Основные и самые действенный средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания.
Закаливание водой
Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.
Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать, используя принцип постепенности: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.
Обтирание – это один из способов закаливания водой, самая нежная из всех водных процедур. Обтирание производится смоченной в воде тканью, которая хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу-вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус – через 2-3 дня.
Закаливание воздухом
Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-2oC, что является закаливающим фактором.
Детей нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин., но по несколько раз в день.
Врач-педиатр ГБУЗ «РДКМЦ» МЗ КБР
Алоева Фатима Зауровна